Как проверить социально-личностную готовность ребенка к обучению в школе?
Необходимо внимательно наблюдать за ребенком во время игр со сверстниками или взрослыми. Его поведение подскажет вам ответы на вопросы.
♦ соблюдает ли ребенок правила игры;
♦ как ребенок устанавливает контакты;
♦ считается ли с другими как с партнерами;
♦ может ли управлять своим поведением в игре;
♦ требует ли от партнеров, чтобы ему уступили;
♦ бросает ли игру при неудаче.
В чем проявляется несформированность личностной готовности?
Личностная неготовность ребенка проявляется в следующем:
- непосредственность выражения чувств, намерений, поведения, например, если он все рассказывает учителю;
· не проявляет инициативу, не поднимает руку, чтобы высказать свое мнение;
· начинает работать только при непосредственном к нему обращении;
· в нарушении дисциплины;
· в обидах на учителя;
· игровые мотивы преобладают над учебными.
Все это приводит к проблемам в освоении знаний и к низкой продуктивности учебной деятельности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
- Общее физическое развитие ребенка достигло определенного уровня.
- Ребенок способен адаптироваться к условиям обучения в школе, социализироваться в детском коллективе; умеет контролировать свои эмоции.
- Сформирована «внутренняя позиция школьника» (хочет учиться, идти в школу).